Выбрать страницу

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения учащихся с ОВЗ

Профессиональное обучение каждого трудоспо­собного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей,  способствующих формирова­нию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.

Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфра­структуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицирован­ных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоро­вья (ОВЗ) и инвалидов, что невозможно без активизации иннова­ционных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

В соответствии с Конституцией и Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» все граждане Российской Федерации могут бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях на конкурсной основе независимо от состояния здоровья. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый в 1995 году, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой — обеспечение инвалидам равных с другими гражданами воз­можностей в реализации гражданских, экономичес­ких, политических и других прав и свобод, предус­мотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного права и междуна­родными договорами Российской Федерации. Одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов наряду с медицинской, психологичес­кой и социально-экономической реабилитацией является возможность получения полноценного образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность стать полноценным членом общества.

Реализация государственной политики в области образования лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляется на основе федеральной целевой программы развития специального образования, что является составной частью федеральной программы развития образования.

Ведущей целью программы развития образования  является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулиро­вания в сфере образования, совершенствования содержания и технологий образования.

В основу обучения лиц с ОВЗ и инвалидов  заложены следующие положения:

  • удовлетворение потребностей общества в специа­листах со средним профессиональным образованием;
  • удовлетворение потребностей личности в интел­лектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
  • формирование у студентов с ОВЗ и инвалидов гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, само­стоятельности и творческой активности.

Интегрированная форма обучения лиц с ОВЗ и инвалидов предполагает формирование в колледже атмосферы доброжелательности, признание за ними равного права на обучение, осуществление политики равных воз­можностей.

Правильно организованный учебно-воспитатель­ный процесс профессионального обучения студентов с ОВЗ и инвалидов в стенах колледжа позволяет эффективно и качественно формировать общетрудовые и профессио­нальные умения и навыки, подготовить их к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

Обучение студентов с ОВЗ и инвалидов в системе массовых колледжей сопряжено с рядом трудностей, которые испытывают как администрация, преподаватели, так и они сами. Трудности возникают при организации обу­чения лиц с ОВЗ и инвалидов: комплектование групп, определение содержания, методов и приемов обучения. Они обучаются по учебным планам, программам и учебным пособиям, предназначенным для обычных студентов, которые не всегда на достаточном уровне адаптируются, время на усвоение содержания программ не увеличи­вается.

В ГБПОУ МРМК студенты с ОВЗ и инвалиды попадают в новые по сравнению со школой условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в организации своей учебной деятельности. Из-за отсутствия ежедневного контроля за учебной деятельностью студенты должны организовывать себя на ежедневную самостоятельную работу по приобретению новых знаний и умений. Совместное обучение и общение с другими студентами в колледже, несомненно, связано у них и с определенным психическим напряжением.

Чтобы преодолеть эти трудности и организовать учебную и внеучебную деятельность студентов данной категории, были созданы следующие условия:

1.  Педагогическое сопровождение:

  • взаимодействие студентов с учебной частью, методистами, социальными педагогами, преподавателя­ми, педагогами-психологами;
  • контроль посещения учебных занятий;
  • контроль за текущей аттестацией, сдачи зачетов и экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ;
  • индивидуальная работа (контроль ликвидации академических задолженностей, при необходимости — организация документального оформления академиче­ских отпусков, организация индивидуальных консуль­таций студентов в случаях длительного отсутствия, помощь в организации самостоятельной работы студентов с ОВЗ и инвалидов в случае заболевания, коррекция взаимодей­ствия преподаватель-студент с ОВЗ и инвалидов в учебном процессе, при приеме экзаменов, защите курсовых работ);
  • организация учебных практик студентов с ОВЗ и инвалидов (составляется на каждого);
  • выработка рекомендаций для педагогов по вопросам специфики организации обучения.

2.     Психологическое сопровождение инвалидов и студентов с ОВЗ, которое включает в себя:

  • консультативную работу со студентами, педагогами и родителями студентов;
  • психодиагностические динамические процедуры на всех этапах психологической работы;
  • психопрофилактику и коррекцию личностных искажений у студентов с ОВЗ;
  • повышение мотивации к процессу обучения в колледже.

Основная цель психологического сопровожде­ния — интегративное включение инвалидов и студентов с ОВЗ в образовательную среду колледжа.

Психологическая служба обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие студентов колледжа в соответствии с их индивидуальными воз­можностями и особенностями в процессе воспитания и обучения, а также профилактику нарушений психи­ческого здоровья обучающихся.

3.  Методическое сопровождение включает в себя:

  • содействие персональному обеспечению инвалидов и студентов с ОВЗ учебно-методическими материалами по дисциплинам государственного стандарта;
  • перевод учебных и методических материалов на электронные носители;
  • консультацию педагогов по вопросам организации педагогического процесса (методистами и педагогами-психологами).

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидов осуществляет специалистами и педагогами колледжа. Психолого-педагогического сопровождения студентов оформляется ведением определенной документации. На каждого студента составляется индивидуальная карта, которая содержит в себе следующие документы:

  • общие сведения о студенте;
  • акт обследования жилищно-бытовых и матери­альных условий жизни студента;
  • анкета студента (структурно анкета включает в себя 5 основных блоков — общие сведения о студентах, социально-бытовые условия проживания, взаимо­отношения со сверстниками, взаимоотношения с родителями в семье, обучение в колледже);
  • информационная справка о студенте;
  • режим дня студента с ОВЗ и инвалида;
  • рекомендации педагогам по организации и проведении учебного процесса (данная рекомендация со­ставляется на каждого студента).

Проводится работа по оптимизации форм, методов обучения и изложения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов данной группы в рамках образовательного стандарта. Сотрудники колледжа оказывают семье студента с ОВЗ и инвалида  психолого-педагогическую, информационную поддержку, помощь в организации совместного досуга.

Студентам предоставляется помощь в составлении индивидуального распорядка дня, обеспечивающего реализацию программы обучения, а также помощь в правильной организации рабочего места. Педагогами-психологами проводится индивидуальная и групповая психологическая работа.

Сотрудниками лаборатории осуществляется кон­сультативная работа по проблемам-запросам студен­тов с ОВЗ и инвалидов, их родителей и педагогов. Одним из направлений по адаптации и интеграции студентов с ог­раниченными возможностями здоровья является внеучебная работа, проводимая в колледже. Студенты с ОВЗ и инвалиды  участвуют в культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительных мероприя­тиях.

Процесс адаптации студентов с ОВЗ и инвалидов к условиям обучения в ГБПОУ МРМК  становится  эффективным при выполнении следующих условий:

— принимаются во внимание особенности адаптацион­ного процесса студентов, проявляющиеся в его индиви­дуальном характере, динамике,

— определяемые рядом ин­дивидуально-личностных и социальных фактов;

— формируется в процессе обучения положительная установка на будущую деятельность.

В целом процесс адаптации динамичен и приводит к изменению личности. Эффективность этого процесса определяется потенциалом человека, единством следующих критериев:

  1. эмоционального комфорта,
  2. вхождением в студенческое общество,
  3. отношением к учебе и будущей профессии,
  4.  сформированностью социально и профессионально значимых качеств.