Психолого-педагогическое сопровождение

развития личности обучающихся


0001

0002  

Психолого-педагогическое сопровождение это один из факторов профессионально-личностного развития студентов Минераловодского регионального многопрофильного  колледжа.

Современному обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в способности и готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самоопределение и самореализацию. В тоже время, как показывает практика, выпускники колледжа сталкиваются с серьезными проблемами, препятствующими их успешной самореализации на рынке труда и снижения значимости их профессии, у выпускника колледжа порождается неуверенность перед будущим, тревожность по поводу дальнейшего трудоустройства.

Современному обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в способности и готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самоопределение и самореализацию. В тоже время, как показывает практика, выпускники колледжа сталкиваются с серьезными проблемами, препятствующими их успешной самореализации на рынке труда и снижения значимости их профессии, у выпускника колледжа порождается неуверенность перед будущим, тревожность по поводу дальнейшего трудоустройства.

В последние годы в ГБПОУ «Минераловодский региональный многопрофильный колледж» г. Минеральные Воды  (ГБПОУ МРМК) реализуется система поддержки профессионально-личностного развития студентов в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента на каждом этапе обучения в колледже.

Э.Ф. Зеер психологическое сопровождение профессионального становления определяет как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Выбор целей и направленности психолого-педагогического сопровождения, т.е. стратегия его осуществления, определяется двумя основными принципами: нор­мативности развития и системности развития психической деятельности. Тактика ра­боты, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа сопровождения.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения студентов колледжа ГБПОУ МРМК является формирование у них качеств социально активной и профессионально компетентной личности. Приоритет интересов сопровождаемых студентов реализуется через учёт индивидуальных потребностей личности обучаемого в его личностном становлении; равнозначность программ помощи обучающемуся в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение студентов колледжа обеспечивается комплексной работой педагогов и специалистов колледжа и делает возможным оказание наиболее качественной поддержки студентов.

Реализация психолого-педагогического сопровождения студентов колледжа  способствует осуществление следующих направлений работы педагога-психолога с составом студентов колледжа:

ü  психодиагностика,

ü  консультирование (индивидуальное и групповое),

ü  психопрофилактика,

ü  психокоррекция (индивидуальная и групповая),

ü  психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности студентов, администрации колледжа, педагогов, родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов колледжа предусматривает:

  • Øво-первых, непрерывность сопровождения студентов колледжа как возможность оказания квалифицированной помощи на всех этапах обучения в колледже;
  • Øво-вторых, дифференциацию психолого-педагогического сопровождения в зависимости от получаемой специальности и этапа обучения.

В основе метода психолого-педагогического сопровождения лежит личностно-проблемный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого конкретного человека и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития.

Основные результаты профессионально-личностного развития выпускника колледжа определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности студента, которые должны быть переданы студенту в процессе обучения, что достигается не только за счет освоения базовых теоретических знаний и практической подготовкой, но и за счет специально созданных дополнительных условий, расширяющих возможности качественного профессионального образования и личностного развития студентов колледжа.

Психологическая поддержка профессионально-личностного развития студентов является эффективной, если она соответствует целям, задачам этого развития, проводится систематически в рамках деятельности психологической службы  колледжа и разворачивается по следующим направлениям:

  1. социально-психологическая адаптация студентов в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы;
  2. коррекция эмоционального состояния студентов — снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профессионального развития;
  3. обучение умениям и навыкам компетентного общения и эффективного поведения в различных ситуациях бытового и профессионального характера;
  4. развитие и формирование личностных качеств, способствующих успешному профессиональному становлению как специалистов среднего звена.