МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Руководитель Коробкина С.В.

Тема методического объединения гуманитарных дисциплин:Формирование профессионально – значимых личностных качеств учащихся путём внедрения в процесс обучения современных педагогических технологий.

Цели методической работы :

  • Содействовать формированию ключевых компетентностей учащихся средствами гуманитарного образования.
  • Создание условий для образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности.
  • Достижение учащимися колледжа образовательного стандарта по гуманитарным дисциплинам.

Задачи методической работы:

  • Формировать гуманитарные знания учащихся, опираясь на использование научных методов познания.
  • Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам гуманитарного цикла, используя деятельностный подход в обучении, организацию исследовательской деятельности учащихся и кружковую работу по предметам.
  • Совершенствовать систему индивидуальной учебной помощи учащимся, используя мониторинг качества образования по предметам гуманитарного цикла.

Направления методической работы:

  • Технологическое обеспечение образовательного процесса.
  • Организационное обеспечение образовательного процесса.
  • Контроль, диагностика, анализ результативности.
  • Информационное обеспечение и исследовательская деятельность преподавателей и учащихся.
  • Создание условий для развития способностей учащихся.

 

Развитие познавательного интереса и повышение активности студентов в учебном процессе.

Преподаватель Яцешина С.В.

  Каждый человек знает из собственного опыта: легче запомнить то, что интересно. Формирование познавательного интереса – главная задача и родителей, и преподавателей. Если родители в дошкольном возрасте не читали ребёнку книги, не рассказывали сказки и не просили его рассказать о событиях прошедшего дня – у ребёнка нет основы для формирования учебных навыков. Это уже проблема. Но бывает так, что интерес к обучению теряется в процессе самого обучения. Причин спада мотивации множество.  Назову некоторые из них:

1. У подростка наблюдается «гормональный взрыв» и они заняты собственными проблемами и переживаниями. Учёба уходит на второй план.

2. Отношение ученика к учителю, преподавателю вообще. Преподаватель часто рассматривается как враг, посягающий на личную свободу. Ребята торопятся взять от жизни как можно больше, считая 25 лет старостью и не желая «тратить время» на уроки.

3. Отношение учителя к ученику. Ситуации бывают разные, не всегда удаётся найти то единственное решение, позволяющее поддержать положительную мотивацию, а значит и познавательный интерес.

4. Личная значимость предмета.

 У старшеклассников преобладают цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии. Появляется стремление к анализу индивидуального стиля учебной деятельности, к определению сильных и слабых сторон своей учебной работы, желание понять и выразить свою индивидуальность в ходе обучения. Учебные предметы делятся на «нужные» и «ненужные». Беда в том, что ребята, в силу своих возрастных особенностей не понимают значимость тех или иных учебных дисциплин и, безусловно, не могут объективно оценить учебный процесс в целом. Да и в выбранной профессии не всегда уверены – в этом возрасте интересы часто меняются.

5. Умственное развитие ученика. К сожалению, в связи с развитием алкоголизма, занятостью родителей работой, они не всегда уделяют достаточно внимания своим детям, в результате многие ребята отстают в развитии от сверстников. Им тяжело усвоить то, что другие воспринимают быстро, а считать себя глупым неприятно – в результате в училище лучше не ходить или не работать на уроках, чтобы не показать своё непонимание.

Есть и другие причины, например, постоянное усложнение программы обучения. 

Не секрет, что современная молодежь, в своей массе, пассивна в обучении: добывать знания самостоятельно может далеко не каждый, а проявлять инициативу и творческий подход к делу - тем более. Личностно - ориентированная технология имеет целью развитие личности на тех задатках, которые ей отпущены природой, комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально- волевого и ценностно - мотивационного компонентов. Если есть возможность не подавлять, а строить отношения на равных, не навязывать, оставлять свободу выбора, то это надо сделать обязательно. Лучше обсудить и исправить ошибки в работе, чем навязывать свой, непонятый студентом опыт. Это не значит, что не будет научных и моральных ориентиров. Цель обсуждена, предложены возможные (!) методы ее достижения, а дальше - свободное плавание… Только в жизни оно часто заканчивается отсутствием работы – лень.

Сейчас много говорят о необходимости подключения психологов к учебному процессу, но они работают, в основном, по конфликтности. И уж совсем единицы абитуриентов обращаются к ним при выборе профессии, которой хотят посветить свою жизнь. В результате мы получаем студентов, которые не могут (попросите своих студентов почитать незнакомый текст вслух - все из них бегло читают?) или не хотят учиться. Я говорю не о дипломе. Получить диплом хотят все, я говорю о желании учиться. А сколько из них будет работать по полученной профессии? И дело тут не только в неправильном выборе профессии, но и в том, что они не получили необходимые навыки в процессе обучения, не сформировали важные качества: трудолюбие, настойчивость в преодолении преград, силу воли. Всему этому учит систематическая работа с учебным материалом.

Возникает некое противоречие: склонность к творчеству есть не у всех, навыки анализа сформированы в разной степени, сила воли для достижения нужного результата недостаточно развита, а работать такие студенты должны наравне с активными, творческими ребятами. Как быть? Существует много методик, способствующих формированию и развитию творческих способностей и интеллекта учащихся. Опыт показывает, что больших успехов можно достичь при организации групповых форм работы, когда более активные направляют тех, кто слабее в обучении. Главная задача – включить в учебный процесс, оторвать от телефона. Чтобы учащемуся было на уроке интересно, надо чтобы он, как минимум, слушал что происходит, ощущал себя частью происходящего.

 

Развитие познавательного интереса и повышение активности студентов в учебном процессе.

Преподаватель Яцешина С.В.

  Каждый человек знает из собственного опыта: легче запомнить то, что интересно. Формирование познавательного интереса – главная задача и родителей, и преподавателей. Если родители в дошкольном возрасте не читали ребёнку книги, не рассказывали сказки и не просили его рассказать о событиях прошедшего дня – у ребёнка нет основы для формирования учебных навыков. Это уже проблема. Но бывает так, что интерес к обучению теряется в процессе самого обучения. Причин спада мотивации множество.  Назову некоторые из них:

1. У подростка наблюдается «гормональный взрыв» и они заняты собственными проблемами и переживаниями. Учёба уходит на второй план.

2. Отношение ученика к учителю, преподавателю вообще. Преподаватель часто рассматривается как враг, посягающий на личную свободу. Ребята торопятся взять от жизни как можно больше, считая 25 лет старостью и не желая «тратить время» на уроки.

3. Отношение учителя к ученику. Ситуации бывают разные, не всегда удаётся найти то единственное решение, позволяющее поддержать положительную мотивацию, а значит и познавательный интерес.

4. Личная значимость предмета.

 У старшеклассников преобладают цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии. Появляется стремление к анализу индивидуального стиля учебной деятельности, к определению сильных и слабых сторон своей учебной работы, желание понять и выразить свою индивидуальность в ходе обучения. Учебные предметы делятся на «нужные» и «ненужные». Беда в том, что ребята, в силу своих возрастных особенностей не понимают значимость тех или иных учебных дисциплин и, безусловно, не могут объективно оценить учебный процесс в целом. Да и в выбранной профессии не всегда уверены – в этом возрасте интересы часто меняются.

5. Умственное развитие ученика. К сожалению, в связи с развитием алкоголизма, занятостью родителей работой, они не всегда уделяют достаточно внимания своим детям, в результате многие ребята отстают в развитии от сверстников. Им тяжело усвоить то, что другие воспринимают быстро, а считать себя глупым неприятно – в результате в училище лучше не ходить или не работать на уроках, чтобы не показать своё непонимание.

Есть и другие причины, например, постоянное усложнение программы обучения.

Не секрет, что современная молодежь, в своей массе, пассивна в обучении: добывать знания самостоятельно может далеко не каждый, а проявлять инициативу и творческий подход к делу - тем более.     Личностно - ориентированная технология имеет целью развитие личности на тех задатках, которые ей отпущены природой, комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально- волевого и ценностно - мотивационного компонентов. Если есть возможность не подавлять, а строить отношения на равных, не навязывать, оставлять свободу выбора, то это надо сделать обязательно. Лучше обсудить и исправить ошибки в работе, чем навязывать свой, непонятый студентом опыт. Это не значит, что не будет научных и моральных ориентиров. Цель обсуждена, предложены возможные (!) методы ее достижения, а дальше - свободное плавание… Только в жизни оно часто заканчивается отсутствием работы – лень.

Сейчас много говорят о необходимости подключения психологов к учебному процессу, но они работают, в основном, по конфликтности. И уж совсем единицы абитуриентов обращаются к ним при выборе профессии, которой хотят посветить свою жизнь. В результате мы получаем студентов, которые не могут (попросите своих студентов почитать незнакомый текст вслух - все из них бегло читают?) или не хотят учиться. Я говорю не о дипломе. Получить диплом хотят все, я говорю о желании учиться. А сколько из них будет работать по полученной профессии? И дело тут не только в неправильном выборе профессии, но и в том, что они не получили необходимые навыки в процессе обучения, не сформировали важные качества: трудолюбие, настойчивость в преодолении преград, силу воли. Всему этому учит систематическая работа с учебным материалом.

Возникает некое противоречие: склонность к творчеству есть не у всех, навыки анализа сформированы в разной степени, сила воли для достижения нужного результата недостаточно развита, а работать такие студенты должны наравне с активными, творческими ребятами. Как быть? Существует много методик, способствующих формированию и развитию творческих способностей и интеллекта учащихся. Опыт показывает, что больших успехов можно достичь при организации групповых форм работы, когда более активные направляют тех, кто слабее в обучении. Главная задача – включить в учебный процесс, оторвать от телефона. Чтобы учащемуся было на уроке интересно, надо чтобы он, как минимум, слушал что происходит, ощущал себя частью происходящего.